Поиск по этому блогу

воскресенье, 5 ноября 2023 г.

Мои наставники и коллеги

Указом Президента России Владимира Путина в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год посвящен в нашей стране педагогам и наставникам. Незаметно пролетают годы, мы постоянно находимся в окружении множества людей, многие из которых передают нам самые разнообразные знания и опыт: практические, житейские, профессиональные и научные. Делятся опытом социальных и производственных отношений. О своих наставниках и коллегах я и хочу рассказать.

 Наставники в семье

Первыми наставниками для человека являются родители, они закладывают фундамент в интеллектуальное, творческое, социальное, физическое развитие ребенка. На всю жизнь запомнился случай в первом классе. Контролировала меня мама, но, так как учился хорошо, то контроль потихоньку ослабевал. А я один раз дал себе расслабиться, потом второй, третий… И дошел до троек. В тот роковой весенний день по русскому языку получил двойку. Дома на вопрос «Как дела в школе?» ответил, что все хорошо, и стал заниматься своими делами. Но одноклассник, проходивший мимо нашего дома, и увидевший маму «сдал» меня полностью.  У меня была затребована тетрадь по русскому языку, а она уже была исписана почти полностью. И мне ее пришлось переписывать заново и аккуратно весь вечер. Желание «халтурить» пропало полностью. От матери ко мне перешла и предрасположенность к математике, точным наукам. А отец был примером доброты и большого трудолюбия. Дома его видели только по вечерам и, иногда, в выходные. Технику он знал «наизусть», об этом позже говорили мне механизаторы и водители учхоза. Когда я купил свою первую «копейку», отец подошел, послушал работу двигателя и поставил точный диагноз недомоганий автомобиля. Помню, когда отец меня первый раз посадил за руль трактора К-700. Было страшно управлять такой махиной. Хотя до этого я уже пахал поля на гусеничном ДТ-54.

Примером жизнелюбия, самоотверженности и простой человеческой мудрости была бабушка Маша, мать моего отца. Грамоты не знала, могла только расписываться. Но жизнь научила ее многому и своими наблюдениями, воспоминаниями она щедро делилась с многочисленными внуками. Родилась и выросла в деревне Шунки Вятской губернии, семья была большая и трудолюбивая, держали несколько коров, лошадей. За это чуть не угодили под раскулачивание, из-за этого в 30-х годах прошлого века бабушка с дедом переехали в Омскую область. Я бывал в Шунках, бродил по берегам небольшой речки Медянки, на которой раньше стояла мельница и на косогоре церковь. Остов кирпичной церкви еще стоял, а вот от мельницы ничего не осталось. Из Шунков хорошо видно урочище Свининцы, с парнями из этой деревни шунковцы сходились в кулачных боях. И к ним же, потом, ходили в гости. Вспоминались рассказы бабушки. Вспоминаются и рассказы о военном лихолетье. Дед ушел на фронт с первых дней войны. Осталась Мария одна с тремя детьми, младшей Рае был всего один год, отцу четыре года. Из под Сталинграда пришла похоронка. Но она оказалась ошибочной, дед получил ранение и после лечения в Ташкенте вернулся на фронт. Это было первое из семи ранений. К сожалению, дед не дождался моего рождения.

Детство мое прошло в небольшом поселке в одном километре южнее Харламово, теперь на этом месте стоит кирпичный завод. Назывался «Третья бригада». Между березовыми колками располагались животноводческие помещения. Около десятка домов в поселке, из них пять совхозных, один двухквартирный под красной черепицей и четыре четырехквартирные. Наша семья занимала половину четырехквартирного дома. Одну квартиру, состоящую из кухни и комнаты, занимали мы вчетвером, а вторую, состоящую из одной комнаты, занимала бабушка. Вход один, общий коридор. Через дорогу жили в частных домах большие семьи Кондрашовых, Марахиных, Пасько. Дядя Миша Кондрашов с сыновьями построил высокие качели, не на веревках, а на жердях, которые крепились к перекладине через железные подшипники. Парни постарше крутили сальто на этих качелях.

А еще мое детство тесно связано с семьями моих тетушек Валентины Петровны Старшовой и Раисы Григорьевны Волковой. Гостеприимство, радушие и навыки коллективного труда формировались здесь. Картошку садили и копали большими бригадами, по очереди всем родственникам. В гостях у Старшовых я научился играть в шахматы. У Волковых первый раз сел за руль мотоцикла. Старшие сестры Людмила, Галина, Светлана занимались моей подготовкой к школе, учили считать, читать и писать. Галина увлекалась фотографией, на этих снимках зафиксированы моменты нашего детства.

 

В школе.

В новое здание Харламовской школы ходить было далековато, около двух километров. Запомнились снежные горы зимой, порой большой трактор С-100 уже не мог пробить сквозь сугробы прямую дорогу, и ходить приходилось по диагонали через поле. В начальных классах наукам меня учила строгая и мудрая Ксения Семеновна Лихацкая. Ее внучка Светлана Ивановна Фомина сегодня работает директором Копейкинской школы, а у правнука Никиты Фомина я был классным руководителем в 10-11 классах. Вот так порой распоряжается судьба.

В пятом классе классным руководителем у нас была энергичная и требовательная Купченко Вера Петровна, которая не начинала урок, пока в классе не наступала полная тишина. А как захватывающе она вела уроки! Как писала одна из выпускниц школы, на уроках Веры Петровны и мухи не летали, они слушали учителя. А еще, сразу после окончания университета я работал в Харламовской школе старшим пионерским вожатым и Вера Петровна помогла мне в подготовке к районному смотру инсценированной песни, в котором харламовские школьники заняли первое место, исполняя песню про Щорса. Муж Веры Петровны, Владимир Елисеевич Купченко был человек энциклопедического склада ума. По специальности учитель математики, он вел в нашем классе обществоведение. Много читал о достижениях разных наук, и был интересным собеседником, всегда прямо высказывал свое мнение о проблемах и событиях в стране, образовании, культуре. Имеено поэтому в 1988 году был избран делегатом Всесоюзного съезда работников народного образования от Омской области. А еще он был заядлым садоводом, цветоводом. От него у меня растет замечательная смородина сорта «Московская», вишня «Саратовская расплетка». Ежегодно мы обменивались новыми сортами георгин.

С пятого до восьмого класса вела математику у нас ветеран Великой Отечественной войны Никодимова Мария Никифоровна, строгая и ответственная, аккуратная и добросовестная. Свою педагогическую деятельность начала в Харламовской средней школе в 1947 году и проработала в ней 25 лет. Ее категоричное: «Математику надо знать!» – помнила вся школа. Именно Мария Никифоровна заложила во мне любовь к математике, на каждом уроке у неё был дополнительный материал для сильных учащихся, очень интересными были занятия математического кружка. Математические газеты, выпущенные под руководством Марии Никифоровны, были хорошо продуманы и эстетически оформлены, поэтому возле них всегда стояли дети: читали, решали, записывали. Мне она передала книги и написанные ее рукой сценарии математических вечеров, конкурсов. Продолжила дело Марии Никифоровны и выпускница 1969 года Ратушная (Старшова) Галина Степановна, учитель математики Новоуральской школы.

С учителем истории Никодимовым Георгием Ивановичем мы занимались делами политическими. Он вел кружок политинформаторов, который заседал по пятницам после уроков, а в понедельник мы, учащиеся, проводили в классах политинформации. А еще мы с учителем вместе проводили в школе митинги. Один из них Георгий Иванович вспоминал постоянно: «Олег, помнишь, как мы проводили митинг в защиту Сальвадора Альенде, после военного переворота в Чили?». Помню, закончился митинг призывом ко всем школьникам района выйти на субботник, средства, заработанные на нем, перечислить в фонд борющегося народа Чили! Георгий Иванович приучил меня приходить пораньше на проводимые мероприятия, чтобы окончательно проверить готовность.

Еще одна учительская семейная пара оставила яркий след в нашем обучении и воспитании. Это Шиян Геннадий Петрович и Надежда Алексеевна. Геннадий Петрович вел труды, в крепких брезентовых фартуках мы пилили, строгали, выжигали, в том числе указки для учителей. Зимой очищали школьные дорожки от снега. А старшеклассники на авиамодельном кружке делали летающие модели самолетов, потом всей школой запускали их на стадионе. Надежда Алексеевна впервые вывела меня на сцену деревенского клуба в новогоднем спектакле. С тех пор постоянно участвовал в различных сценках, миниатюрах и серьезных спектаклях школы, клуба, Дома культуры.

На всю жизнь остались в памяти уроки русского языка и литературы, которые вела Мартынова Римма Павловна. Добрая и требовательная, мудрая и энергичная, она влюбила нас в свои уроки, в героев литературных произведений. Еще она была организатором внеклассной и внешкольной работы и курировала комсомольскую организацию школы, а я был секретарем. Вместе проводили вечера и конкурсы, на заработанные на уборке урожая деньги закупили электрогитары и другую аппаратуру для школьного вокально-инструментального ансамбля. Руководил ансамблем Николай Михайлович Уманец, муж Риммы Павловны. Он обучал желающих нотной грамоте и другим музыкальным премудростям, учил играть на гитарах. Я тоже пытался освоить их, но не пошло. А еще Николай Михайлович был знатный рыбак и, иногда, делился секретами успешной ловли. В этом деле у меня получалось лучше, чем с музыкой.

В 9 и 10 классах математику вел ветеран Великой Отечественной войны Павел Николаевич Воронин. Любил свой предмет самозабвенно. Вера Петровна Купченко вспоминала, что и на педсоветах он решал математические задачи. Уже близорукий, но спокойный и уверенный, он замечал все, что происходит в классе во время урока. Его подробные доказательства теорем, примеры решения задач и примеров я запоминал сразу и навсегда.

С физической культурой в начальных классах у меня были проблемы, всегда был полным. Во втором классе годовые оценки в табеле были все пятерки и тройка по физкультуре. А потом пришел в школу работать замечательный учитель Сорокин Владимир Анатольевич и я потихоньку втянулся в занятия спортом. Помню, как на линейке всей школой провожали его на службу в армию, и как через два года радовались возвращению. Все вечера проводили в спортзале школы, а потом и в совхозном спортзале. Заниматься тяжелой атлетикой начал у Георгия Уткова, а потом продолжил под руководством Величко Станислава Ивановича и в 1975 году стал чемпионом области по гирям среди юниоров.

В старших классах биологию и химию вели молодые и очень красивые, отлично знающие свои предметы и интересно рассказывающие Ремаренко Валентина Сергеевна и Монастырская Валентина Павловна. Обе ставили мне единицы за подсказки одноклассникам, отвечавшим у доски. Сидел на первой парте. Валентина Сергеевна позже вышла замуж и переехала в Сосновское, стала Тихановой. А Валентина Павловна по мужу стала Воронковой, уезжала в Крым, потом вернулась в Омск. Мы, выпускники 1976 года, благодарны им за яркие, увлекательные уроки, внеклассные мероприятия.

Недавно встретил в Таврическом Шараеву Марию Алексеевну, она у нас вела незабываемые уроки географии. А позже возглавила районную фильмотеку и обеспечивала школы учебными фильмами.

Учителя английского языка в средних классах менялись часто, иногда по два за учебный год. Но потом пришел стройный красавец Бриль Виктор Фридрихович, прошедший стажировку в Англии и увлекательно рассказывавший о ней. Очень любил баскетбол и приходил на наши секции, играл с учениками. Анфиса Григорьевна Авраменко вспоминала, как он «возмущался» деревенским молоком. После городского и бутылку мыть не надо было, оставалась чистой. А после деревенского молока на ней оставался жир. Но ушел Виктор Фридрихович работать в Омский автодорожный институт. Последние два года вела уроки английского великолепная Елена Васильевна Кравченко. В ней удивительным образом сочетались мудрость и доброта, внешняя и душевная красота, уважение к учащимся и умение держать дисциплину на уроках. Вся школа влюбилась в учителя, такой вывод можно сделать после разговоров со многими выпускниками.

В дальнем уголке памяти хранится встреча 1967 года в школе с участниками Великой Отечественной войны Береловичем Виктором Борисовичем и Героем Советского Союза Алексеем Петровичем Дмитриевым. Организована она была Кононенко Риммой Ефимовной, создавшей комнату боевой славы в школе. В музее хранится большая переписка харламовских следопытов с ветеранами войны.

Каждый учитель внес вклад в формирование нашего «Я», каждому мы благодарны за полученные знания и бесценный опыт.

 

Верность профессии

С шестого класса и до окончания школы классной мамой у нас была учитель физики Васюта Раиса Илларионовна. 2 марта 2023 года была совершена атака украинских националистов на села Брянской области. Расстрелян автомобиль с детьми, которые ехали в школу в Брахлово. И после того, как был убит водитель автомобиля, нацисты из автоматов стреляли в спину убегающим детям. Звери себя так не ведут.

А село Брахлово – родина моей классной руководительницы. О жизненном пути Раисы Илларионовны мы писали работу с ее внучкой Барановой Юлией. Рая родилась 15 июля 1933 года в селе Брахлово Климовского района Брянской области. Мать Улита занималась домашним хозяйством, детьми. Детей было пятеро. Отец был коммунистом, председателем сельпо. Ее детство пришлось на военные и послевоенные годы. Брянская область была разрушена войной полностью. Здесь проходили тяжелые бои. Что фашисты не смогли сжечь, было увезено в Германию. И молодежь угоняли. Ее старшую сестру Настю мать прятала во время войны в землянке в лесу, чтобы немцы не угнали в Германию. Отец и старший брат Иван воевали на фронте с первых месяцев войны. Затем ушел на фронт средний брат Семен, а в последний год воевал и младший Михаил. Рая была самой младшей в семье, поэтому ей приходилось утром и вечером молиться за своего отца и брата, чтобы они вернулись с фронта. «У тебя еще чистая, безгрешная душа,- говорила ее мать Улита, - Бог тебя услышит». И не зря молилась Рая. Все родные мужчины вернулись с фронта.

Навсегда осталось в памяти Раисы и то, что в их доме одно время жил пожилой немец. Он разговаривал по-русски. Семье приходилось ютиться в чулане. Но немец оказался добрым. Не обижал хозяев, иногда делился своим военным пайком с детьми. Улита однажды посетовала: «Что ж вы делаете, зачем войну начали? Зачем убиваете людей?». На что немец медленно ответил. «Матка, я сам очень устал. У меня тоже есть семья. Я так хочу домой!». Но больше всего, вспоминала Раиса Илларионовна, боялись в селе бандеровцев – украинских националистов, отличавшихся лютой ненавистью к советским людям и жестокостью. И еще было обидно, что их родной дом всю войну простоял, а в когда наступали наши войска, во время бомбежки сгорел.

В 1942 году Рая пошла в школу. Плохо одетые, полуголодные ходили дети на занятия. Но тяга к знаниям была велика. Учение Раисе давалось легко. И уже с начальных классов она знала, что будет учителем. И не просто учителем, а учителем математики. После окончания школы поступила учиться в Новозыбковский педагогический институт. Студенческие годы - самые счастливые годы. Жила с другими девчонками в общежитии, бегали на танцплощадку, успешно сдавали сессии, ездили осенью в деревню помогать убирать урожай. И много мечтали. Мечтали о своей будущей работе, школе, учениках.


Жизнь быстротечна. Пролетела студенческая пора, сданы государственные экзамены. И вот он – диплом. Диплом учителя физики и математики. Впереди целая жизнь. Большая группа выпускников института была послана в Сибирь. По распределению Раиса приехала в далекое сибирское село Харламово. Путевка Министерства просвещения 15844, приказ №92 по Омскому областному отделу народного образования от 6 августа 1956 года. (Был выдан аванс на проезд в сумме шестисот восьмидесяти девяти рублей).

«Сильно переживала бабушка Улита,- вспоминает рассказы матери дочь Татьяна,- когда узнала, что дочь Раису направляют по распределению в Омскую область. «В Сибирь поедешь... Ведь так далеко, да и холодно там. Туда, в Сибирь, только каторжных посылали, и они там от голода и холода помирали. А тебе ж еще и учить надо». Мама, пока в поезде ехала, всё в окно смотрела, и письмо домой писала, чтобы бабушку успокоить. Оказалось не так все плохо. Много лесов - значит, есть грибы, много полей - значит, мука будет. Больших яблонь и груш, конечно, она не увидела, но зато видела, как люди копают картошку! Первое, что мама сообщила бабушке, что в Сибири картошка растет! Значит, с голоду не помрем!»

Школой назывался длинный приземистый барак, с подпорками у каждой стены, с печным отоплением, небольшими окнами. Но зато здание утопало в зелени. Ухоженные овощные грядки, подстриженные кустарники и море цветов. Клумбы различных размеров и конфигураций пестрым ковром окружали школьное здание. Коллектив учителей был небольшим и дружным. Чувствовалось, что это была семья единомышленников. Встретили молодого специалиста дружелюбно, помогали и словом, и делом.

«Молодая, симпатичная, - вспоминает Вера Петровна Купченко, - но сразу было видно, что не сибирячка. В ней интересным образом сочеталось олимпийское спокойствие, неконфликтность и страх перед проверяющими. Если на уроке кто-то присутствовал, она сильно терялась».

Время пролетело незаметно. Подготовка к занятиям, уроки, концерты художественной самодеятельности, подготовка и проведение праздников, классных часов, субботников, ведение кружков. И все же главным в её жизни была физика. Урокам физики она отдавала всё. Старалась, чтобы дошло до каждого ученика то, о чем она рассказывала. Мягкая и добрая по характеру Раиса Илларионовна никогда не повышала голос. Она никогда не сердилась, если ученик что-то не понял, не знал или не выучил. На уроках физики всегда царила рабочая обстановка.

Сколько совершено за школьные годы походов, поездок, путешествий. И всегда со своими учениками – классный руководитель. Сколько сил, труда и времени затрачено, чтобы выросли её ученики добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, милосердными, преданными своей Родине. В каждого ученика вложена частичка её сердца. И ученики отвечали ей тем же – добром и уважением. Добрыми словами вспоминают свою классную руководительницу директор Харламовского Центра Культуры Тихонюк Н.Н., учитель математики Харламовской средней общеобразовательной школы, директор этой школы с 1988 по 2010 годы Кривошеин О.В., директор спортивной школы в отставке Старшов В.С., главный бухгалтер Харламовской сельской администрации Дзигилевич Г.И. и еще сотни выпускников. Многие жители районного центра, да и других сел района знают телемастера Гунько Федора Степановича.

35 лет отдано Харламовской школе. В ней Раиса Илларионовна состоялась как человек и учитель. В ее трудовой книжке только одна запись о приеме на работу: в Харламовскую среднюю школу учителем математики и физики. А сибирское село стало родным. Здесь встретилась с веселым красавцем Александром Васютой, который при первой же встрече утонул в ее голубых глазах. Это была любовь с первого взгляда. Здесь же появились два сына Владимир и Николай, радость и надежда родителей.

Черным днем оказалось 3 сентября 1966 года. Трагический случай унес жизнь Александра. А 4 сентября Николаю исполнилось 6 лет. Он спрашивал мать, почему столько народу приходит в дом и никто его не поздравляет. Володя в этот год пошел во второй класс. Огромное трудолюбие, привитое с детства, терпение и сила воли помогли Раисе выстоять. «Мы удивлялись,- вспоминает В.П. Купченко,- как она успевала справляться со всем домашним хозяйством и работой в школе». Приходилось держать корову, свиней, курей. Детей надо было кормить.

Со временем боль утраты отступила. Встретила в 1972 году хорошего человека, Корнеева Алексея и снова в семье поселилось счастье. Родилась дочь Татьяна. Выросли и завели свои семьи сыновья. Татьяна с серебряной медалью закончила Харламовскую среднюю школу, затем окончила Омский педагогический институт и сразу же стала преподавать математику в родной школе. Она так же, как и мать любима и уважаема учениками и учителями. И в ее трудовой книжке тоже только одна запись о приеме на работу в Харламовскую среднюю школу.

В 1990 году член Союза журналистов СССР Д. Ильенко написал статью «Комбат» о выпускнике Харламовской школы, командире батальона, полковнике Владимире Емельянове. Приведу один абзац из этой статьи. «Комбат очень интересный собеседник. Любит вспоминать Омскую область, свое село Харламово. Даже помнит имена своих учителей. В частности, преподавателя физики Раису Илларионовну Васюту. О ней офицер говорит с благодарностью. Еще бы, она привила Емельянову, его ровесникам любовь к труду, земле родной».

Вспоминает Смирнова Лилия Альфредовна. «Мы приехали в Харламово в 1978 году. Мне было 26 лет. И первый человек, с которым пришлось вплотную столкнуться на работе – Раиса Илларионовна. Мудрая и добрая. Она показала лабораторию и рассказала, что к чему. Завязались очень доверительные отношения. Как с матерью, я делилась с ней всеми проблемами и радостями, в том числе семейными. И она понимала, советовала, иногда журила, наставляла. Но никогда не выдавала. Она заставила меня писать плакатным пером. Помню, я отказывалась, говорила, что не умею. «Пиши как умеешь!»-последовал ответ. Я пошла в коридор, посмотрел, как пишет ученица Ольга Кривошеина, и научилась потихоньку».

«Очень порядочный и справедливый человек,- продолжает Владимир Павлович Смирнов,- На недостатки указывала прямо, не лукавя. И на нее никто не обижался. Очень гостеприимная. Любила приглашать к себе в гости. И мы любили у нее гостить».

В 1995 году дочь Раисы Илларионовны Татьяна окончила математический факультет Омского педагогического института и пришла работать в Харламовскую школу. Еще один человек заложил фундамент под будущую профессию Татьяны. Это учитель математики Осина Мария Арсентьевна, творческий и бесконечно добросовестный человек. Наглядные пособия изготовленные самой Марией Арсентьевной и ее воспитанниками до сих пор хранятся в кабинете математики и используются в процессе обучения. Кстати и сам кабинет математики Мария Арсентьевна передала, уходя на заслуженный отдых, своей ученице Татьяне Алексеевне. И кабинет, и вся школьная математика в надежных руках. Говоря о Марии Арсентьевне, я всегда вспоминаю ее подругу, такую же замечательную учительницу математики из Неверовской школы Полеводову Валентину Григорьевну, с ней мне посчастливилось поработать вместе, и она всегда передавала приветы в Харламово.



Вместе с Татьяной Алексеевной мы проводили предметные недели, конкурсы, школьные вечера. Вместе проводили математические марафоны регионального значения, для 5-6 классов они назывались «Благородна и восхитительна», для старших классов «Многолика и многогранна». В 2013 году заняли второе место в областном конкурсе «Радуга телекоммуникационных проектов». Марафоны проводились при содействии кафедры физико-математического образования Института развития образования Омкой области. Татьяна Алексеевна – очень ответственный и добросовестный, инициативный и творческий человек и работать с ней в одной команде всегда комфортно. «Наш классный руководитель Татьяна Алексеевна Баранова,- написала в своей работе Ольга Иноземцева, - Она очень веселая и хорошая, еще она очень активная». Да, она очень активная и поэтому двадцать лет возглавляла профсоюзную организацию школы, руководит школьным методическим объединением учителей математики и физики.

Ежегодно учащиеся школы под руководством Барановой Татьяны Алексеевны проводят исследовательскую работу и участвуют в школьных, районных, региональных конференция научного общества учащихся «Поиск». Вот и в этом году дипломом награжден шестиклассник Метринский Савелий за работу «Перегибая лист бумаги». А еще восьмиклассники Татьяны Алексеевны в команде с семиклассниками, математику у которых ведет Кривошеин Егор Олегович, заняли 1 место в районном конкурсе «Математическая регата».

Татьяна Алексеевна достойно продолжает дело своей мамы и сама является наставником молодых педагогов школы. Только один пример, с начинающим учителем физической культуры Валерией Яценко стали победителями муниципального этапа областного конкурса профессионального мастерства «НАСТАВНИК + МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ = КОМАНДА».

 

В директорах

В 1981 году после окончания математического факультета Омского государственного университета я пришел в Харламовскую школу работать старшим пионерским вожатым и не думал, что время пролетит так быстро. Не думал, что стану самым богатым по педагогическому стажу и возрасту из работающих в школе учителей. Самоуверенность зашкаливала, вместо заболевших учителей проводил уроки русского языка, биологии, химии, физической культуры и другие. Активно участвовали с учащимися на маршрутах Всесоюзного марша пионерских отрядов «Пионеры всей страны делу Ленина верны!». И сейчас, украшенные сединой, бывшие пионеры вспоминают, как в спичечных коробочках приносили в школу березовые почки, как собирали металлолом, макулатуру, как участвовали в конкурсах и соревнованиях. Руководила школой Фирсова Лилия Федоровна, мудрая и инициативная, ответственная и пробивная. За два года она с мужем полностью переоформили кабинеты, актовый зал, коридоры школы. Работать было интересно и увлекательно. За этот год прошел настоящую пионерскую практику, многому научился у старших пионерских вожатых школ района: Валентины Бибиной, Зинаиды Наукеновой, Светланы Жмакиной, Валентины Избушевой и других. 

А весной 1982 года Алексей Федорович Моисеенко, заведующий районного отдела народного образования, назначил меня директором пионерского лагеря, который располагался рядом с профилакторием. Здесь и познал многие «прелести» директорской работы, познакомился с руководителями района, директорами совхозов, организаций и предприятий. С пониманием относился к проблемам молодого директора главный врач районной санитарно-эпидемиологической станции Якусов Юрий Николаевич. Большую помощь оказывали председатель райисполкома Бужеря Геннадий Владимирович, председатель райкома профсоюза работников сельского хозяйства Пахомов Виктор Петрович, председатель РайПО Гергель Василий Федорович и другие руководители. Во время подготовки пионерского лагеря к работе получил первый урок от первого секретаря райкома КПСС Серяцкого Александра Яковлевича: «Не можешь организовать – делай сам».

 (продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий