Поиск по этому блогу

воскресенье, 5 ноября 2023 г.

Мои наставники и коллеги (продолжение)

 В районном пионерском лагере за каждым совхозом был закреплен отдельный спальный корпус, за предприятиями райцентра – столовая, спортивная зона, детские аттракционы и другие объекты. За их подготовку отвечали лично руководители, они регулярно заезжали проверять ход подготовки закрепленных зданий и сооружений к оздоровительному сезону. Общение с такими мэтрами как Николай Григорьевич Сорока, Анатолий Степанович Мажуга, Ткач Алексей Григорьевич, Геннадий Дмитриевич Мураев, Николай Филиппович Плохой оказывало большое влияние на формирование моего стиля руководства.

Три сезона отработал пионерский лагерь, десятки педагогических работников района проводили активную, творческую воспитательную работу. В третьем спортивном сезоне познакомился с учителями физической культуры школ района.

После окончания работы пионерского лагеря назначен директором Черниговской восьмилетней, через полтора года Неверовской средней, еще через полтора года Новобелозеровской восьмилетней школ. Параллельно вел уроки математики. С благодарностью вспоминаю педагогические коллективы этих школ. Набирался педагогической и житейской мудрости у учителя истории Кравченко Зинаиды Михайловны и ее сестры, учителя начальных классов из Лапино Миланич Тамары Михайловны, учителей начальных классов Лазько Галины Андреевны и Ткаченко Таисии Павловны, учителя математики Полеводовой Валентины Григорьевны и военного руководителя Маракулина Сергея Тимофеевича, учителя и соседки в Новобелозеровке Шрам Лидии Петровны и многих других коллег. На долгие годы сохранились добрые отношения с молодыми (в те времена) педагогами Кислой Тамарой и ее сестрой Надеждой, Ольгой Боль и Любовью Лемешевой, Анатолием Поляковым, Натальей Белянчиковой (Потаповой), Верой Тимченко (Гизбрехт) и многими другими.

Беспрекословными авторитетами для меня в эти годы были директора


Новоуральской средней школы Дьяченко Николай Дмитриевич, Таврической первой Слиньков Петр Петрович. Много полезной информации получил из общения с директорами Сосновской средней школы – Голиком Валентином Петровичем, Луговской – Прусс Надеждой Ивановной, Пристанской – Франком Александром Адамовичем, Харламовской – Заболотним Александром Ивановичем, Гауфской – Зиссом Олегом Эвальдовичем, Звонаревокутской – Нидерквельдом Виктором Константиновичем и другими коллегами.

Помогали становиться на ноги молодому директору председатель райкома профсоюзов работников образования Супрун Любовь Васильевна, потом ее сменила Брыкалова Лидия Васильевна. Инспекторы районного отдела образования Байджурак Зинаида Васильевна и Поддубная Нина Ивановна не только строжились, но и давали полезные и важные советы. Зинаида Васильевна начинала педагогическую деятельность в Харламовской школе, ее первые выпускники 1964 года с искренней благодарностью вспоминают школьные годы, классные мероприятия, поездки и походы. Нину Ивановну после полной проверки областным отделом народного образования системы образования Таврического района назвали лучшим статистом в системе образования области.

После Новобелозеровской школы год отработал инструктором отдела агитации и пропаганды райкома КПСС. Возглавлял отдел очень ответственный и грамотный Федоренко Анатолий Михайлович, обладаюший удивительной орфографической зоркостью. Ну не мог я писать без ошибок со школьной скамьи, хоть одну запятую не поставлю, или букву пропущу. Поэтому по русскому всегда была четверка. А Анатолий Михайлович, пролистывая написанные мной справки, как говорится, слету находил эту ошибку.

Вместе со мной в отделе работали опытные специалисты Лычкин Александр Васильевич и Шиян Валерий Петрович, Сеченов Борис Александрович и Рейнеке Изольда Артуровна. Курировала отдел третий секретарь райкома Осадчук Нина Ивановна, с которой я был знаком еще в школьные годы. Нина Ивановна тогда возглавляла творческий коллектив районной газеты, а я писал заметки и небольшие статьи. 

Много пришлось за этот год поездить по району, поближе познакомиться с трудовыми коллективами совхозов, школ, культурных учреждений. В те годы обязательными были еженедельные политзанятия, партийные собрания в первичных организациях.

Совершено бесценный опыт я получил работая заведующим партийным отделом в редакции районной газеты «Слава труду», по приглашению редактора Эдуарда Ефимовича Гнатышина. С благодарностью вспоминаю совместную работу с Анной Николаевной Извековой, Людмилой Ивановной Богатовой, Еленой Миненко, Ириной Мищенко, Валентиной Шаповаловой и другими членами коллектива. В течение года я осваивал премудрости журналистской работы, в последствии это помогло мне написать эссе «Зацифрован, околдован и со школой навечно повенчан…» и стать победителем во всероссийском конкурсе творческих работ «Сельский учитель в большой России».

В 1988 году тайным голосованием педагогического коллектива Харламовской средней школы был избран директором. И 22 года возглавлял трудовой коллектив родной школы. Очень сильный и стабильный директорский корпус сложился в районе в эти годы, в него входили, кроме выше названных, Добрых Вера Валентиновна, Шель Зоя Ивановна, Соколова Любовь Савельевна, Остапчук Галина Ивановна, Полоухин Петр Иванович, Демчук Анатолий Алексеевич, Таймре Анатолий Тынович, Яук Виктор Богданович, Эйгензеер Егор Михайлович, Редько Владимир Григорьевич, Малахова Валентина Федоровна, Зяброва Светлана Михайловна, Федорцова Нина Валерьевна и другие руководители. Это была настоящая команда управленцев, у каждого было чему поучиться и каждый охотно делился опытом работы.

Курьезный случай произошел на одних из курсов повышения квалификации. Из Таврического района на них присутствовали я, Кривошеин Олег Викторович, директор Азовской школы (тогда она еще была в нашем районе) Кривохвостов Николай Константинович и заместитель директора Луговской школы Кривошея Валентина Васильевна. Бывают и такие совпадения. По этому списку, говоря научным языком, можно было выдвинуть гипотезу, что в Таврическом районе фамилии руководителей школ начинаются на «Криво».

Вместе с педагогическими коллективами нам довелось пережить годы перестройки распада Советского Союза. Передо мной лежит представление профсоюзного комитета школы от 23 января 1999 года, подписанное председателем Олейником Валерием Петровичем, о проведении однодневной забастовки 27 января 1999 года. Половину года работники школы не получали зарплату. Выживали за счет ведения личного хозяйства, бартера (хотя что мог обменять учитель?). Надо отдать должное уважение к коллективу, никто не ушел на другую работу, выстояли. Это были годы, когда на ремонт школ вообще ничего не выделялось, ни денег, ни материалов. А с трибуны иногда звучали угрозы «научить делать ремонт без денег». Из железных труб и ДСП учитель технологии Барсуков Станислав Юрьевич с другими работниками школы и учащимися сделали столы для школьной столовой, большие и крепкие. Наваривали металлические трубки для укрепления ученических столов и стульев, делали двухместные скамейки из сломанных стульев. Некоторые служат до сих пор.

Немного позже был написан приказ по районному отделу образования о вынесении выговора директору школы Кривошеину О.В. за присоединение о забастовавшему коллективу. Это единственное взыскание, о которым я не сожалею. Директор не имел права бастовать, хотя также его труд не оплачивался. Приходилось искать другие возможности прокормить семью. Научился печь домашний хлеб, пироги. Выручала сестра, работавшая в учхозе №2 водителем, им выдавали под зарплату муку.

За годы руководства коллективом школы окончательно убедился, что каждый из коллег уникален и как личность, и как учитель. У каждого есть стержень, изюминки, у каждого есть чему поучиться. В этом я убеждаюсь и в настоящее время.

Самой ответственной и мудрой, обладающей высочайшей степенью оптимизма и трудолюбия была учитель начальных классов Авраменко Анфиза Григорьевна. «Я пережила в школе 10 директоров и не один не был на меня в обиде» - говорила она. И после выхода на пенсию ей не давали покоя молодые коллеги, то одна уйдет в декрет, то вторая. Просили ветерана заменить, поработать на классе. Знали, знания у детей будут отличными.


Патриархом среди учителей начальных классов считалась заместитель директора Горбунова Любовь Александровна. Опытный учитель и руководитель, она помогала начинающим коллегам осваивать вершины педагогического мастерства. О ней недавно писала в районной газете Олейник Людмила Степановна.

Ольга Владимировна Сипий в 1993 году приехала в наше село из Казахстана и первый год отработала учителем математики в Камышинской восьмилетней школе.  И здесь, и потом в Харламовской школе сразу показала себя как педагог высочайшего класса, внедряющий в свою практику все новое и непривычное в педагогике. Доброжелательная и мудрая она организовала работу школьного научного общества учащихся «Поиск» так, что оно было одним из лучших в области. Занимались исследованиями не только учителя и учащиеся, но и родители. Андрей Александрович Журавлев помогал сыну Тимофею проводить опыты по выращиванию молоди меченосцев. Ефремова Евгения Петровна помогала внуку Алексею Федотову изучать влияние на урожайность прививки огурца на тыкву. «Это супер бабушка, это супер родители» восклицали члены жюри на районной конференции НОУ. Многим выпускникам исследования, выполненные в школе помогли легко справиться с курсовыми работами в высших и средних учебных заведениях.

В настоящее время в нашей школе замечательно преподает историю, обществознание и другие науки сын Ольги Владимировны Иван Александрович Сипий. Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, то он совершенный учитель». Это главные черты Ивана Александровича. А пригласила его в нашу школу Наталья Ивановна Фещенко на свое место, когда уходила на заслуженный отдых. Ученики Натальи Ивановны неоднократно становились победителями и призерами районных о региональных олимпиад по истории, праву, обществознанию. Вспоминаю Ивана Долженко, который после первой сессии в Автодорожной академии пришел в школы поблагодарить своего учителя за знания, получил экзаменационную оценку по истории автоматом, лучше всех в группе работал на семинарах.

Всегда, по приезду в Харламово, навещал свою «классную» Наталью Ивановну и военного руководителя школы Смирнова Владимира Павловича майор Алексей Московченко, погибший год назад в Украине.

Валентина Михайловна Чердынцева по результатам анкетирования старшеклассников всегда была в передовых, дети отмечали ее эрудицию и требовательность, умение убедительно и ярко донести информацию. Подготовленные учителем учащиеся занимали призовые места на районных и областных олимпиадах, становились дипломантами областных конференций научного общества учащихся «Поиск». После выхода на пенсию всю свою энергию направила на воспитание внуков и создание родословной по своей линии и по линии мужа. Ею проделана грандиозная организаторская и исследовательская работа. А сегодня биологию и химию в школе ведет ученица Валентины Михайловны Уварова Наталья Викторовна, через тридцать лет вернувшаяся в родную школу.

В этом года закончила педагогическую деятельность в Харламовской школе хорошо известная в районе учитель музыки Смагина Инна Георгиевна. В августе 1986 года прибыла в Харламовскую среднюю школу выпускница Омского музыкально-педагогического училища №3 Филиппова Инна Георгиевна. Маленькая девятнадцатилетняя девчонка, горожанка, в незнакомое село. Нашла школу, а директор в отпуске. В спортивном зале ремонт делал учитель физкультуры Олейник Валерий Петрович. Познакомились. Он и отвёз молодую учительницу музыки к директору Заболотнему Александру Ивановичу. Обговорили условия работы, нагрузку. Подселили Инну в двухкомнатную квартиру к двум молодым учительницам. С тех пор и продолжается их дружба Филипповой (в последствии Смагиной) Инны Георгиевны, Писаренко (в последствии


Кривошеиной) Татьяны Александровны и Вагнер Марии Ивановны. Позже они вместе переехали в новую благоустроенную трёхэтажку. Марии Ивановне была выделена отдельная однокомнатная, а рядом Инне и Татьяне трёхкомнатная. Общежитием для учителей называли эту трёхкомнатную квартиру. В неё постоянно подселяли кого-нибудь третьего. В каждой комнате по жильцу. Но жить было интересно. Все молодые, энергичные, задорные. Из этого общежития и уводили их молодые люди под венец. В таком общежитии школа остро нуждается в настоящее время. Кстати, Мария Ивановна Вагнер более 30 лет отработала в Харламовской школе, это абсолютный рекорд для учителей иностранного языка. А Татьяна Писаренко стала моей женой в январе 1988 года и подарила мне двух сыновей. Гордимся полученной медалью «За любовь и верность».

Главная черта характера Инны Георгиевны – любовь и требовательность к себе и учащимся, членам семьи и друзьям. Если она берется за какое-то дело, то добросовестно доводит его до победного конца. Назначили руководителем волонтерского отряда, в первый же год волонтерский отряд «Друг» занимает второе место в районе, а Емельянова Елена становится победительницей районного конкурса «Волонтёр года». На следующий год «Друг» становится первым в районе, а сама Инна Георгиевна заняла второе место в районном конкурсе руководителей волонтёрского движения «Куратор года – 2011».

Ввели в школе уроки мировой художественной культуры, харламовские школьники ежегодно победители и призеры на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по МХК. Взялась Инна Георгиевна преподавать географию – дети ежегодно являлись победителями и призерами районных олимпиад. А школьный хоровой коллектив «Вдохновение» уже много лет является лучшим в районе, неоднократно занимал призовые места на областных конкурсах.

Энергично включилась в творческую жизнь школы Селявкина Оксана Александровна. Приведу несколько примеров. Под ее руководством ученик 7 класса Егоркин Михаил занял первое место в номинации "Проза" в муниципальном конкурсе чтецов «За Родину! За Отчизну!». Алина Загидуллина читала стихи на Красной площади и заняла 1 место во всероссийском конкурсе поэтической декламации "История России в стихах". Сама Оксана Александровна победила в региональном конкурсе с грантовой поддержкой «Равный обучает равного» проводимого БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» совместно с Омской областной организацией Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Пока пишу об одном из коллег, в голове выстраивается очередь воспоминаний о других. О замечательном учителе технологии Елене Борисовне Захарченко, под ее руководством дети побеждали в конкурсах и олимпиадах районного и регионального уровня. О победителе муниципального этапа конкурса «Учитель года России – 2021» Хаматовой Файрузе Рифатовне, перешедшей в этом году на работу Институт развития образования Омской области. О семейных парах

Олейников, Смирновых, Купченко, Никодимовых. О талантливых молодых специалистах, прошедших период становления в нашей школе и сохраняющие постоянную связь с коллективом, это Мандрыга Сергей Юрьевич, Штеле Юлия Николаевна и многие, многие другие коллеги.

1 сентября 2023 года на торжественной линейке произошло неординарное событие, учителю вручали грамоту от другого учителя, из другого региона. 7 сентября Людмила Болдовская пишет в своем аккаунте: «Самый провальный урок был и у меня... Негодование, смятение, боль... Этот список можно продолжать бесконечно. В этот момент я не была молодым специалистом, просто вышла на работу после двухгодичного отпуска по уходу за ребёнком. Как жаль, что наставника не назначают после декрета.
Что делать?! Ответ один - СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ. Так провальный урок стал стимулом к развитию. Я выбрала кратчайший путь - учиться у лучших. Рядом была Марина Ивановна Шрайбер - педагог с большим опытом, призёр муниципального этапа Всероссийского педагогического конкурса "Учитель года", руководитель методического объединения педагогов начальной школы и просто неравнодушный к своей профессии человек с какой-то редкой творческой искрой. Моя просьба о помощи не осталась без ответа. После занятий мы корпели над технологическими картами: часами перекраивали лишь один этап урока.

"Этот" урок был особенным. Пришли коллеги, но главное - ОНА. Краем глаза во время урока я наблюдала за реакциями своего наставника и видела, как Марина Ивановна сияет-значит, все получается. Вместо разбора полётов я получила положительные отзывы о проведённом уроке и, пожалуй, с этого момента началась моя профессиональная вера в себя. И за это я благодарна Вам, дорогая Марина Ивановна!

Сегодня снова о благодарности. Это важно. Подходит к завершению Год педагога и наставника. Успевайте поблагодарить своих учителей-наставников». Добавлю, что Людмила в День учителя побывала на праздничном концерте в Государственном Кремлевском Дворце.

А закончить свою работу я хочу словами выпускницы Харламовской школы, регионального координатора проекта «Навигаторы детства» в Омской области Александры Огородниковой: «Как здорово, что есть на свете люди, которые выбрали путь служения на благо будущего поколения. И пусть таких людей - искренних, настоящих, горящих своим делом, будет как можно больше!»

Спасибо, вам, коллеги!

Комментариев нет:

Отправить комментарий